Систематическое профессиональное образование начинает складываться
в России в середине XVII века с появлением посольских, лекарских,
типографских школ. Например, в Типографской школе при Приказе
печатного двора, основанной в 1681 году, обучалось к 1684 году
194 человека. Школа одновременно была начальной школой и училищем
для подготовки печатников Печатного двора. В организации учебного
процесса особую роль играли старосты, которым выплачивался <поденный
корм> и в обязанности которых входило <спрашивать уроки у товарищей>.

После революции в России среднее профессиональное образование
стало частью системы народного образования. С 1919 года управление
учебными заведениями было централизовано и сосредоточено в Главпрофобре
при Наркомпросе РСФСР. В техникумах готовили как инженеров узкой
специализации, так и помощников инженеров. Сроки обучения и планы
приема были различными. К началу 1929 года в стране было свыше 1030 средних
специальных учебных заведений. В сентябре 1929 года ЦИК и СНК
СССР приняли постановление <Об установлении единой системы индустриально-технического
образования>. Техникумы стали готовить специалистов на базе семилетний
школы,40–50процентов учебных часов отводилось на практическое
обучение. Многие техникумы были реорганизованы в отраслевые. Управление
средним профобразованием стало строиться по отраслевому принципу.
Рост количества промышленных предприятий, курс на индустриализацию
потребовали привлечения квалифицированных специалистов и перестройки
образования.

В 30-х годах наблюдается рост числа техникумов, контингент учащихся
которых к 1941 году составил 800 тысяч человек. Стимулом для начала
разработки группы проблем — в первую очередь высшей школы и техникумов,
большинство из которых появились в этот период —послужило постановление
ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года <Об учебных программах и режиме
в высшей школе и техникумах>. В этот период были разработаны стабильные
учебные планы.

В период Великой Отечественной войны подготовка специалистов
со средним профессиональным образованием резко сократилась, но
уже к 1947 году был достигнут довоенный уровень.

В 60-е годы в период развертывания технологического этапа развития
научно-технической базы учебных заведений возрос контингент обучающихся,
что было связано с растущей общественной потребностью в квалифицированных
специалистах.

В 1961/1962 учебном году в стране было 3416 учреждений среднего
профессионального образования с контингентом учащихся 2,4 миллиона
человек. Поскольку ряд отраслей народного хозяйства стал нуждаться
в квалифицированных кадрах, было открыто более 30 новых направлений
их подготовки. К 1981 году система среднего специального образования
осуществляла подготовку кадров для всех отраслей народного хозяйства
страны (более чем 500 специальностей).

В настоящее время в России функционирует 2812 средних профессиональных
учебных заведений, из них 142 негосударственных, которые обеспечивают
подготовку специалистов среднего звена более чем 280 специальностей.
Численность студентов, обучающихся в средних профессиональных
учебных заведениях, составляет 2147 тысяч человек.